Выставка Серебряковой в Третьяковке вызвала ажиотаж и среди французов

«Кaртoчный дoмик». Фoтo: Прeдoстaвлeнo гaлeрeeй

С плaкaтoв, кoтoрыe зaкoльцeвaли кoлoнны здaния в Лaврушинскoм, глядит сaмa Сeрeбрякoвa, oтрaжaясь в зeркaлe и причeсывaя кoпну вoлoс. Aвтoпoртрeт «Зa туaлeтoм», стaвший визитнoй кaртoчкoй xудoжницы и принесший ей громкую славу, грамотно взят в оборот пиарщиками галереи. Человек идет на то, что ему близко: постулаты психологии никто не отменял. Другое дело, что некоторые арт-площадки к ним не обращаются. Третьяковка же на выставке Серова, где по-разному обыгрывала «Девочку с персиками», убедилась, что визитная карточка работает безоговорочно.

Вот и на Серебрякову в первый же день выстроились очереди, хотя время мощной рекламы пока не пришло. Странно, ведь экспозиция выдалась эстетская — не только из-за подбора самых знаковых работ (это само собой), но и за счет архитектуры: правильный цвет стен, направляющий внимание на важные детали; свободная развеска, которая предотвращает концентрирование толпы у одной картины; достаточное количество воздуха, необходимого для такого легкого автора.

Серебрякову не причисляют ни к направлениям, ни к школам. Ее творческий путь — одинокие, в меру самобытные и безумно талантливые искания. Чтобы в них не запутаться, выставку выстроили по тематике: раннее творчество, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин Мариинки, пейзажи (показываются здесь впервые, в том числе морские), а также эскизы росписей Казанского вокзала, парижский период (приехал из французских коллекций) и марокканская серия. Акцент сделан на самом плодотворном — русском периоде, работы которого разместились на третьем этаже.

Среди ранних произведений — зарисовки родительского дома, учебных классов, сельских уголков. Может, не все сцены выписаны первоклассно, но каждая атмосферна, пропитана уютом и нежностью. Поражает, как точно переданы духоподъемность и спокойная созидательность могучих крестьянок, лицами напоминающих саму Серебрякову и отличающихся от нее только золотым цветом волос. Она рисовала трудившихся на земле женщин с натуры, прямо в поле. Чтобы успеть схватить все детали, вставала раньше крестьян и приходила туда с красками и кистями до начала работ…

Кстати, из-за постоянной нужды Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски. Сегодня за ее работы дают баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось через раз. Практически все время она прожила в бедности, хоть и не чуралась никакой работы, связанной с творчеством, даже занималась черепками в Археологическом музее. Была красавицей и могла бы удачно выйти замуж, но влюбилась и связала жизнь с собственным небогатым двоюродным братом. Семья не одобрила их брак — молодым пришлось уехать.

Одни из самых запоминающихся полотен — портреты детей: двух мальчиков и двух девочек. Странно, они почти никогда не улыбаются, в отличие от своей радостной, пышущей здоровьем и молодостью мамы. Самая пронзительная работа — «Карточный домик», где изображены за игрой осиротевшие дети. Серебряковой тогда пришлось переехать во Францию. Там она писала до того обильно, что не успевала вести хозяйство и готовить еду. Для этого ей отправили дочь Катю. А двух детей после переезда она увидела только спустя 36 лет.

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Ее похоронили во Франции, на русском кладбище. Неделю назад я встретила там французов, которые принесли на могилу любимой художницы букет сирени и пообещали, что приедут на ее выставку в Москву. И это понятно: Серебрякова — тот автор, который попадает прямо в душу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.