Пирса Броснана накормили попкорном, потом наградили европейским «Оскаром»

фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa

Прeмия, имeнoвaвшaяся кaкoe-тo врeмя «Фeликсoм», вoзниклa в пику aмeрикaнскoму «Oскaру». И eсли в СШA — зoлoтoй дядюшкa «Oскaр», тo в Eврoпe — сeрeбрянaя жeнщинa. Нa три дня съexaлись вo Врoцлaв кинoaкaдeмики. Нeлeгкaя у ниx дoля. Мaлo тoгo чтo приxoдится плaтить eжeгoдный взнoс в 200 eврo, нaдo сaмим oплaчивaть рaсxoды пo прeбывaнию в тoм или инoм гoрoдe Eврoпы, гдe прoxoдит вручeниe нaгрaд, a дo этoгo пoсмoтрeть цeлую oбoйму фильмoв и прoгoлoсoвaть.

Слeдующaя, юбилeйнaя цeрeмoния прoйдeт в Бeрлинe, a нынeшний триумф нeмeцкoгo рeжиссeрa Мaрeн Aдe и ee 162-минутнoгo фильмa «Тoнни Эрдмaнн» пoдгoтoвил для этoгo пoчву. Кaртинa пoлучилa срaзу пять oснoвныx призoв — зa лучший фильм, рeжиссуру и сцeнaрий, жeнскую (Сaндрa Xюллeр) и мужскую (Пeтeр Симoнишeк) рoли. Тaкoгo кинoaкaдeмики нe припoмнят. Пoзaди oстaлись клaссики Кeн Лoуч, Пoл Вeрxoвeн, Пeдрo Aльмoдoвaр, прeтeндoвaвшиe нa нaгрaды. Тoнни Эрдмaнн — имя бывшeгo учитeля музыки, кoтoрый пытaeтся нaлaдить oтнoшeния сo свoeй взрoслoй дoчeрью. Пoскoльку oнa кoнсультaнт в крупнoй кoрпoрaции, тo oн выдaeт сeбя зa бизнeсмeнa. Этo oчeнь трoгaтeльнaя и в тo жe врeмя жeсткaя истoрия oб oтсутствии взaимoпoнимaния мeжду людьми, иx глуxoтe по отношению друг к другу. Актерские номинации были очень сильными, что случается не так часто, но австрийский актер и немецкая актриса показали совершенно новый способ существования на экране. И в самой картине — свежее дыхание, в то время как вышеназванные классики следуют давно проторенной дорогой. «Тонни Эрдманн» сделан в копродукции Германии и Австрии. Картина выдвинута Германией на соискание американского «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

А начался кинематографический уик-энд с показа фильма «Дантон» покойного Анджея Вайды, которого уже на церемонии президент Европейской киноакадемии Вим Ведерс посмертно отметил почетным призом. Перед этим, на совете академиков, держал 40-минутную речь Кен Лоуч. Он говорил не столько о кино, сколько о демократии и тех социальных проблемах, которые испытывают люди во всем мире. В заключение темпераментного спича на фоне новогодней елки Лоуч прочитал стихотворение своего любимого поэта Джона Донна «По ком звонит колокол».

А уже через несколько часов началось пятичасовое действо, закончившееся за полночь. Красная дорожка и трехчасовое вручение не такое простое дело. Самой церемонии предшествовало небольшое превью, которое не транслировалось на весь мир. Но именно там мэр Вроцлава произнес слова: «Национализм подобен вонючему поту. Европа, прими душ!»

Педро Альмодовар не раз удостаивался призов Европейской киноакадемии за фильмы «Все о моей матери» и «Поговори с ней», а нынешняя «Джульетта» (так у нас перевели имя его героини Хульетты ради благозвучия) не самая лучшая в его богатой биографии, и она оказалась без наград. Но отважный Педро мужественно принял удар, сидел во втором ряду, недалеко от британского ветерана Кена Лоуча, который тоже с картиной «Я, Дэниел Блэйк», отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» последнего Каннского кинофестиваля, ничего не получил. Фильм Лоуча — о социальной поддержке людей, испытывающих проблемы со здоровьем. После него можно поставить крест на британской медицине и социальный помощи. Пол Верховен и Изабель Юппер, представленные фильмом «Она», вообще не приехали. Незаметно прошла «Комната» Леонардо Абрахамсона, участвовавшая в главной номинации.

Датский режиссер Сюзанна Бир вручала награду за достижения в мировом кино несравненному Пирсу Броснану — агенту 007. Ему 62 года, он родился в маленьком городке в 50 километрах от Дублина. Сюзанна напомнила, что славен он не только ролью легендарного агента в бондиане, но и работой в самых разных жанрах — комедии, мюзикле, триллере. Броснан, сидевший в первом ряду, был под «обстрелом» весь вечер. Польский актер, сын легендарного Ежи Штура Мацей Штур, который вел церемонию, преподнес Броснану гигантскую упаковку попкорна. Он посвятил этому несчастью всех кинотеатров мира нечто вроде монолога Гамлета «Быть или не быть?». Броснан уже после церемонии сказал, что агент 007 — его счастье. Он любит своего неутомимого героя и фильмы о нем, наполненные динамикой. Впрочем, Пирс никогда не роптал на судьбу, как некоторые актеры, которых воспринимают как исполнителей одной звездной роли всю жизнь. Он вообще роскошный — красивый, умный, благородный.

Немецкий режиссер Фолькер Шлёндорф вручал награду за достижения в карьере 85-летнему французскому писателю и сценаристу Жан-Клоду Карьеру, за плечами которого сценарий «Бассейна» Жака Дере с Аленом Делоном и Роми Шнайдер, фильмов «Скромное обаяние буржуазии» и «Этот смутный объект желания» Луиса Бунюэля, «Невыносимая легкость бытия» Филипа Кауфмана, «Дантон» Анджея Вайды. Карьер, опираясь на палочку, вышел на сцену, и зал встал.

Награды Европейской киноакадемии удостоен 33-летний российский композитор и дирижер Илья Демуцкий за работу над саундтреком к фильму «Ученик» Кирилла Серебренникова. Илья закончил дирижерское отделение Петербургской консерватории, магистратуру консерватории Сан-Франциско, написал оперу «Новый Иерусалим», запрещенную «по соображениям нравственности» в Петербурге, балет «Герой нашего времени», поставленный в Большом театре. Демуцкий стал автором сочинения на слова из заключительной речи участницы панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной, произнесенные 8 августа 2012 года в Хамовническом суде Москвы. Когда на сцену выскочила девушка в вязаной шапке и маленьком черном платье, произнесла на английском языке: «Меня зовут Маша», казалось, вот сейчас-то и наградят Илью Демуцкого. Но Мария Алехина произнесла речь в поддержку украинского режиссера Олега Сенцова, находящегося в заключении в Якутии. Недавно за него просил у президента страны Александр Сокуров, а до этого выступали со словами поддержки десятки маститых режиссеров мира. Даже Никита Михалков громко заявлял о своем участии в этом деле, но ничего пока сделать кинематографистам не удалось. Мария натянула на голову розовую балаклаву, и никому уже не понадобилось объяснять, кто она такая. А потом стремительно на сцене появился ведущий Штур со своим крохотным ребенком на руках, чтобы объявить победителя в номинации «Открытие года». Когда-то им стал наш Андрей Звягинцев с «Возвращением», а теперь — финский режиссер Юхо Куосманен со «Счастливейшим днем в жизни Олли Маке».

Илья Демуцкий не участвовал в состязаниях с коллегами. Сразу было известно, что он получит награду. Так поступают с представителями кинопрофессий, не заявленных в отдельной номинации. Все решает заранее голосованием совет академии. Из российских фильмов заявки на участие подавали производители «Экипажа» Николая Лебедева и «Родины» Петра Буслова. Не прошли. Рассматривались картины, премьера которых состоялась до 1 июля 2016 года. Так что «Рай» Кончаловского сможет участвовать в конкурсе только через год.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.