Олег Газманов о балтийский «репрессиях»: «Начался дикий шорох»

фото: Лилия Шарловская

Олег Газманов

Родился РОВНО в полночь, на перекрестке, а не только две даты — 22. 23. июля, но знаки зодиака — Рака и Льва — пришел попробовать! Это почти мистическое стечение обстоятельств, возможно, и стало предзнаменованием: популярный художник и автор, грех жаловаться на судьбу. Олег Газманов и не жалуются.

Свои юбилейные 65 любит повторять философский анекдот: «Что лучше — если вам 18 или 65? Жизнь в 18 лет происходит в один день, а 65 — не каждый раз!» И заливисто хохочет. Потому что в свои солидные годы дает фору другому юнцу и физической форме, заставляющей подозревать, что пользуется колдовским секрет Дориана Грея, прячась где-то на чердаке волшебный портрет дряхлого старца; и задорному блеску молодых глаз, в которых читается интерес к жизни, таящей так много еще непознанного, и впереди много лет, чтобы эти тайны разгадать. Не раз говорил про свою завидную спортивный, художник, не устает повторять: «Все просто, здоровье и форма — это только вопрос воли, мы не должны лениться и работать. Мне нравится жить, и я должен быть в хорошей форме».

«Эти ясные дни» «МК» от всего сердца поздравил давний друг газеты и пошел с ним, а не только воспоминания, которые до сих пор всплывает много неожиданного, но постарался сортировать и злобу дня, потому что г-н Газманов не только остается активно действующий музыкант, композитор, художник и неутомимый хитмейкером, но играл так же, роковую роль в судьбах отечественного шоу-бизнеса: не только был «подрывным элементом» в эстонии, Латвии, Литве, Украине, если, конечно, жаловался, но стал почти не главная причина, почему скандальный движется весь международного конкурса Рижского взморья в Черноморскую ривьеру, что это просто абсолютно не жалею!

Праздничный — В Сирию

Г-н Газманов эстрада живет без малого уже 48 лет и статус звезды первого эшелона — 28, в 1988 году, когда музыкальный мир растрогала до слез джазовый «Люси» сына-ребенком Родионом, носившимся этапе, по воспоминаниям отца, «бешеным тараканом», а затем взорвался мощный мегахитом и «Эскадрон».

На фестивале «SQL» в Лужниках год спустя г-на Газманова, выделывавшего на сцене акробатические кульбиты сапоги и восхитительный шинели, многотысячный зал жил уже воем удовольствие. С тех пор радость и поклонников на его концертах не убывают. И мистика, которая пробила полночь, рождения, приходит, уверен, Олег, вперед — по крайней мере, именно это он объясняет свой успех в карьере:

— Это действительно мистика, потому что я ТАК хотел, я ТАК напряг этот мир, что он просто прогнулся, — едва ли не цитируют знаменитые строки Андрея Макаревича, — объясняет Олег свою судьбу. — Мне это снилось, что я пою перед стотысячным стадионом! Это был даже не сон, а видение! И я кто-то кончил науки, диссертациями и куда-то пошел заниматься музыкой — ресторан в Калининграде, потому что он в дневное филиал музыкальной школы, и нужно было еще семью кормить как-то. Отучился четыре года, отправился в свободное плавание, были группы «Синяя птица», «Галактика»…

Я ни секунды не сомневаюсь, что я популярный певец, что успех ко мне придет. Писал, и писал песни в стол.

Приехал в Москву, жил в Бибиреве, сел в автобус, поехал знакомиться со всеми, чтобы обеспечить песен, и когда я ехал эти 40 минут времени, чтобы написать песню. Меня перло, и невозможно было остаться! Вопрос был только во времени…

Сначала Родион пел «Люси», и тогда Валерий Леонтьев сразу четыре или пять моих песен, пел. Две из них стали хитами — «Грешный путь», «Белый снег». Все начали на меня внимание как композитор. Но это был короткий «чисто композиторское» время.

Мне удалось написать суперхит «Эскадрон», которая начала целое направление такого рода песни — «Есаул», «Свежий ветер», «Морячка» и так далее, Но для меня в то время это было только одним из целого ряда песен различных стилей музыки. Я состоит и пел подряд. У меня же целых два альбома «харде», так и ложь, вы знаете! Не знаю, что с ними делать…

— Если это глубокая печаль, жизнь и взаправду удалось! 65 ты юн, почти во всех отношениях и так юношески реактивен! Если мы поздравлять тебя в полночь, рождения, вы, как оказалось, уже куда-то умчался свой Серебряный Бора, банкет, понимаете, зажал…

— Не страдать от рождения, чтобы сделать промоушн своей карьеры! Собранные в узкой компании. Были близкие люди, которых я люблю, которые десятки лет вместе со мной. И прямо за столом ночью я сел и уехал в Сирию.

— Интересное дестинация для праздничного путешествия ночь в день рождения!

— Понимаешь, меня там давно ждут, и я никак не мог найти время для этой поездки. График был забит с Нового года, и мне уже было как-то неудобно — то мне не удается это им не удается. Они же не каждый день туда летать, это не рейсовые самолеты. И случилось так, что все получается 23-е (июля). Они, правда, сомнительный был: нет я (после рождения!), физически трудно, перелет не простой, там жара под +50. Нормально все, я говорю. И хорошо, кстати, все прошло.

— Это означает, что не спонтанный пик, типа: а не слетать ли в отпуск в Париж?

— Ну, если, как здесь в Париже! Меня в наших войсках хотели бы видеть. Тем более, что у меня вес песни, которая так подходит для военных в вопросах и ситуациях. Целый раздел! Я, в конце концов, специально для армии написал несколько композиций, непосредственно по родам войск, например ВДВ, песня «Никто кроме нас». Клип собрал уже более миллиона Ютюбе, и это, я считаю, есть очень много специализированных военных ролика.

— Ах, да, День ВДВ диковатая публика хмельно резвилась в фонтанах, повально качается только флажками с надписью «Никто кроме нас»…

— Ну, это праздник, люди заметили… Еще у меня есть довольно известный «Погранзастава». Есть «Солдаты», не говоря уже про «Господ офицеров», про море, песня «Сделано в СССР» наконец-то… в общем, такой репертуар, с которым я могу легко работать военные. После Сирии был в санкт-Петербурге является Дворцовой площади в День ВМФ — около 80 тысяч человек хором пели «Офицеры».

(Смотрим на счет пластины. Народ действительно запевает мощным хором. Олег жаловался, что стрелять у нас телевидение не умеет, каждый виджет обычные граждане снимают лучше, чем профи-трейдеры…», Это, конечно, не сравнить-то, если такая волна люди к тебе идет!» — резюме Олег.)

— Для вас, но, в общем, напрягаться не нужно, концерт, зрители, все для вас поют…

— И я на концерте знаете, что я говорю? Что народная песня — это когда народ поет и композитор отдыхает.

— Трудно спорить! Так что с этой Сирией?

Ночью летели, летели, и день — концерт.

— Когда летели? Бизнес-класс, кормили, поили?

Это же военный борт!

— Есть такие борты — летающие дворцы…

— Нет, это не было такой.

— Деревянные скамейки, как у десантников?

— Нормальный стул. Я не знаю, сколько можно об этом говорить…

— Про стул?

— Я имею в виду по всей ситуации.

— Ну, давайте не будем во всем. Страшно ли, например, было летать? Там есть война. Самолеты и то сбивают…

— У меня есть эта функция, мозг давно уже отключен, учитывая, сколько лет и сколько раз я. Иногда у меня два дня бывает четыре-пять перелетов. Больше, чем пилотов! Если все время думать, что где-то может произойти, то лучше сидеть дома.

За последние несколько десятилетий у меня такое чувство, что я принадлежу дороги и средств передвижения. Отключаюсь сразу бытовухи, всей фигни, которая принимает меня домой, и включите мозг работать — писать песни, стихи. Это раньше я напрягался — шесть часов, девять, на Дальнем Востоке, какой ужас! И теперь я думаю: елки-палки, еще бы полчасика полета, и я дописал песню…

— Вам многих звездных коллег могут позавидовать, потому что нет проблем с репертуаром, сам автор…

— Референдум. начал замечать, что могу себя считать и слушать свои недописанные песни. Просто у меня уже столько песен еще не спето, что вряд ли уже времени на это все вообще. И у меня есть все новые пишутся и пишутся. И это удовольствие — не только в том, что выйдет новый альбом, клип, а именно то, что я пишу. Если это получается, слова в общей сложности за предложение, если чувствую, что идет… Это магия! Эйфория, если вы понимаете, что те слова, которые касаются вас, волнует большое количество людей.

Я уже опытный в этом деле и чувствую, если так. Я редко пишу песни, адресно. Только эмоционально. В вашей радости…

— Сирия, конечно, знали, что у вас день рождения. Какой-то специальный прием организован? И как там вообще? Не каждый же день на войне может попеть, да, даже такое!

— Там героические абсолютно индивидуально! В частности, пилотов. Они так любят свою технику, так гордятся самолеты, которые летают, знают, что они лучшие в мире. Им, скорее, это даже не профессия, а призвание. Это их вторая кожа. «Вместо сердца пламенный мотор». И я тоже как бы участвуете с ними в резонанс — у меня был общий с ними эмоциональное состояние и чувство гордости за машины, на которых они летают, гордость за страну, которая создала, вот и все. Словами не передать. Очень здорово! И я на сцене, и все, кто были зрители, чувствовали необычную атмосферу этого концерта далеко от Сирии, от России.

— Сцена была в открытом грунте или в старых руинах, как Гергиева в Пальмире, или просто в руинах?

— Нет, у них уже есть помещение, типа большой войсковой палатки без стен. Все продувается. Там же жара 52 градуса! На самом деле условия достаточно благоприятные, что наши группировки. Мне казалось, что там очень правильно все организовано, все хорошо, и в принципе сделано, хорошо продумана логистика, не то что кусты, знаете, я пошел… И клуб, и церковь, все цивилизованно, есть все условия для того, чтобы перенести тяжелую службу далеко от родины. В целом видно, что это мощная войсковая группировка.

— И, кажется, что есть богатая гастрольная афиша. Гергиев, Uma2rmah, вы Лепс…

— Майданов еще там был, Zara прилетала… Это очень здорово, что артисты, боясь, без страха, но с неба поддержать наши войска. Это говорит и настроения в обществе. Я чувствовал себя там вполне адекватно и безопасно…

Меня поражает: жара невероятная, а ребята, марта бросает его вокруг основания. Все мыло, но бегут, зубы стискивают, опираются на мощные крутые ребята! У меня есть разум. Но я там даже на самом деле не переночевал. На борту было ночью, мы сразу же улетели обратно. Даже домой не заехал, сразу улетел в Сочи на концерт. Такой сейчас плотный у меня график показывает.

— Стоит, наверное, хоть раз в жизни отпраздновать столь крайних, что, как? Банкеты зубах навязли, да?

— Прямо с языка сорвал! Тем более, что меня там уже давно ждут, честно говоря, люди, которые хотели услышать от меня. Во-вторых, по крайней мере, раз день рождения у меня может быть такой экстрим! Я люблю такие штуки — разные, нестандартные. Я очень рад, что слетал. Я отражение в глазах настоящих воинов, вдали от родины, во враждебном окружении, война рядом граница с Турцией… Мы потом еще летели, знаете, не напрямую, а огибали все — Украина, Турция…

— Через северный полюс?!

— Через то, что нужно, летал… Это не легко. Это только так кажется — сел и полетел… Хорошо, что мы все про Сирию?

Ельцин не знал, что зал уже встал

— ОК, обратно на Дворцовую. Кадры впечатляют. На мой взгляд, вы один из немногих авторов, исполнителей и «система» публичных людей, чья патриот пик всегда было напускным. Вы так почувствовали и сделали, даже если это не было преднамеренным модно или, как сейчас, не представлено госпропагандой до состояния массового психоза.

Не пускаясь в долгие разговоры, на самом деле, что патриотизм, в различных формах его проявления — от естественных до уродливых, — не может не спросить: как вам эта «патриотическая вакханалия», который теперь, кажется, подавляет всю жизнь вокруг? Это правильно? Это настоящий патриотизм? Вы о таком мечтали, когда состоит из 90-х годов «Господа офицеры» или «сделано в СССР»?

— Не то, что было модно, как вы сказали, и даже теперь является сильным сопротивлением, чтобы вы знали. Всегда была и есть куча охотников это обгадить. У меня вот то «кремлевским соловьем», то еще как-то называется…

— Еще «лужковским соловьем», когда-то…

— Да-да! И в Интернете все еще есть некоторые гаденыш, который грязь льет. Это неприятно все. Но дело в том, что на радио, на телевидении, я до сих пор сталкивается с серьезным противодействием.

— Как так?! Но ты-патриот!

— Во-первых, я не думаю, что это будет мой основной жанр — патриотическая песня. Я их вообще не разделяю. Пишу песню «Мама», то меня в войсках все время просят ее петь. Это патриотическая песня или нет? Или «Чиновники». Я ее писал три ночи, меня вдохновила история афганистана еще в кампании, если наши чиновники договаривались о коридоре. Они поняли, что это бессмысленно убивать друг друга, они не использовали своих солдат как пушечное мясо, чтобы получить дополнительные звезды, и держали бойцов, чтобы вернуть матерям их сыновей жизни. Это честный рассказ, так, что песня живет так долго…

И Кремля здесь есть какой-то концерт, я говорю: давай «Офицеры» спою, потому что песня такая, что все спрашивают. И мне отвечают: руководство не приветствует — мол, все снова надо вставать… Такие фразы, знаете… Типа, начальство должно регулировать все, и здесь народ спонтанно встать. Болезнь…

Я никогда не забуду, как в первый раз (текст песни) поднялся в зале. Это было тогда, при Ельцине. Какой-то праздник В году 92-м. И холл, там вообще трудно, но и «силовые» концерт, все смотрят на начальство, главнокомандующий. И вдруг второй куплета, смотрю, в середине комнаты, встал офицер, весь в боевых наградах. Поднялся, бы амбразуру, на самом деле нарушил субординацию. Сидят верховный главнокомандующий, министр обороны, генералы в первом ряду, и он встал. И это стоит того.

Через 15 секунд еще один встал, потом еще, и народ начал пачками спонтанно встать. Вторая половина песни это все стоит! И Ельцин не вижу, потому что в первом ряду сидит. Но, видимо, что-то почувствовал, увидел, вероятно, краем глаза, и также резво так встать. Я чуть слова не забыл и подумал: «Впервые глава государства поднялся на мои песни!»

— Эти годы обращение «господа офицеры» еще звучало дерзким вызовом еще недавней официальной истории и идеологии, где были только «плохие белые господа» и «хороших красных товарищей». Года не прошло, как СССР распался. В связи с старорежимных товарищей было ясно, антипатриотическая провокация. Тонкая и запутанная материя — это патриотизм, однако!

— Да, был эпизод. Я не взял сразу эту песню, особенно в возрасте генералов. У них так слух резало, когда они слышали «господа офицеры». У них такой бэкграунд, такая история, но у вас здесь — «господа офицеры», а не «товарищи». И я так пел, потому что «товарищи офицеры» не поет. Не поет, и все! Я не могу это объяснить.

— Словарный запас, в конце концов, создает атмосферу, в обществе, в отношениях между людьми, не так ли?

Не в этом дело! И «товарищ» — тоже хорошо. Глядя на то, как произносить. Просто не поет, не ходит, и ничего не может сделать с этим.

— И то, что в Русской армии в официальном языке до сих пор используют «товарищей», вас не коробит?

— Абсолютно не режет мне ухо, — не так, ни эдак. Если это внутреннее состояние, и если это искренне, это звучит, я считаю, нормально. Как в музыке, как в стихах есть искренность и лицемерие. Тот же патриотизм, когда человек считает, что вы искренне об этом поет. И если он только деньги хочет, то никогда не это искренне показаться.

— И, в конце концов, все эти язвительные эпитеты, как «кремлевские соловьи» и другие появились-то именно так, как реакция на такой «патриотизм» — квасной, в карьере, когда абсолютно все пахло плохо…

— Давай будем откровенными: каждый художник прогибается под аудиторию, кто хочет это слушать.

Под аудиторию или под власть?

— Не важно! Под аудиторию, придумывают скандалы, чтобы понравиться. Что здесь лучше или хуже? Я просто прагматично рассуждаю. И то, что есть очень много ложных, видно невооруженным глазом. Это, как все это сделано, неприятно. Но это не лучше, чем шоу-скандалы: ой, «случайно» юбка упала или еще что-то из этой серии, только для того, чтобы запомниться аудитории.

— Просто власть теперь очень поощряет «патриотических» неврастению, которая не способствует здоровой атмосфере в обществе. Вам нравится это?

— Не нравится. И вы уверены, что поощряет?

— Абсолютно! Вот каждый федеральный телеканал и вспомни, например, программа «Куклы» 90-х годов…

— Почему меня никто не поощряет, в частности, так?!

Вы не конформист, вы сами все делают — это искренне и от всего сердца. Чего тебя стимулировать-то?!

— Ну да, я бы не прыгаю под чужую дудку. Каждый ролик отвратителен — и влево, и вправо, и это то, о чем вы говорите, и то, если после карьеры художник готов снимать штаны, вилять задницей, только бы понравиться аудитории любым способом, даже если они тебе противны. Но каждый идет своим путем, я иду своим.

Вместе с гимн нужно было спешить

— Это Лужков придумал или вы «продавил», что на вокзале, включали «Москва, звонят колокола» прибытия и выезда каждого поезда в Питер?

— Ни в коем случае! Ни то, ни другое! Это РЖД поставил. Мы решили положить что-то, что связано с людьми в городе. Вероятно, так. Я могу только предположить. Поставили и крутят эту песню.

— Распугивают гостей столицы…

— Ну, я бы поосторожнее выражался… Им нравится. Хотелось бы, конечно, что со мной, как автор по крайней мере согласовали. Для меня это был большой сюрприз, хотя не могу сказать, что неприятно.

— Деньги, по крайней мере получить?

— Какой-то могу. Но у нас РАО мало денег стоит. По сравнению с концертными гонорарами… вы Увидите, что у них теперь этой защиты авторских прав происходит!

— Помогите!

— Да, беда с этим. Там авторское право не проверишь никак, все схемы непрозрачный, непонятно… Так что оставим финансовую сторону, так что она довольно маленькая. Поставил и подал. Не скандалить же! Я вам больше скажу: в Пярну поезда приходят под мою песню про Пярну, Калининград — в рамках «Baltic coast». Я их не заставляю, не проси: нет, положить в мою песню. Им, наверное, виднее, что лучше работает для большинства людей, когда они приходят в терминал. Не на всех распугивают, как ты сказал. И если несколько блоггеров против…

— Я не знаю, сколько там блоггеров. Я не тебя хотел подколоть, просто в Санкт-Петербурге, например, на вокзале, в том числе «Гимн великому городу» Глиэра, возвышенные звуки, благородный и вневременной классической музыки сразу настраивают встречу с прекрасным, с Северной Пальмирой — жемчужина мировой архитектуры и истории. Полная органика!

Это не ваша песня, но, в принципе. Поп-хит на въезде в столицу большое и важное значение для страны, кичащейся своей славы, не создают ли атмосферу лубочного примитивизма? Может, правильнее было бы, например, «Патриотическую песню» Глинки » музыку, разжалованную нынешней власти из гимнов России? Оставить ее в символ, по крайней мере вокзальном уровне?

— Я с вами не согласен. Моя «Москва» — это не просто поп-хит. Песня проверена временем. Просто неудобно спорить, потому что я создатель одной из песен, которые крутят на вокзале. Но я бы на вашем месте поспрашивал людей, особенно жители Санкт-Петербурга, которые часто говорят, что Питер приходят под «похоронную» музыку, но, когда поезд приходит в Москву, их музыка очень бодрит. Это всего лишь одно из мнений… Мнения, конечно, разные. В конце концов, можно провести опросы, изучить общественное мнение. И я абсолютно уверен, что большинство людей мою песню.

— Даже не сомневаюсь!

— И я рад. И классическая музыка, безусловно, вещь отличная. То есть он классический — его и 20, и через 200 лет не забудут. Кстати, эпизод, песня «Славься!» того же Глинки я положил в начале своей песни «Вперед, Россия!». Это оказалось очень органично, я думаю.

— Однако же быстро ты поучаствовал в записи нынешний «старый-новый» гимн, который создали совсем другой стилистике — жутковатого сталинистского ампира…

— Я не хочу идти тебе на! «Жутковатый» — это утверждение, что есть только ваше мнение. И мнение большинства — что гимн у нас очень хорошая и качественная.

Другое дело, я считаю, что так как у нас в свое время началась перестройка, стали в ряды, необходимо было, конечно, что-то изменить — и в гимне, и не только на словах. Тем не менее, гимн — мощное идеологическое оружие, которое дает людям определенное сообщение. Национальная идея — направление, куда мы должны идти. И оставить старый гимн, если, например, очень много репрессированных, членов их семей, родственники против…

В начале я был за то, чтобы не спешить, а найти такую музыку, и слова, которые бы всех устроили. Обществу следует объединить, тем более, что гимны, при многократном повторении становятся сакральными, как намоленная икона. Но опять же, это гимн также бэкграунд большая, мощная история — сколько спортсменов слез пролили под это! Так что я не могу сказать, что это просто ужасно, но, может быть, было бы, однако, лучше создать еще один, даже совершенно новый гимн. Но теперь об этом уже поздно говорить… Есть еще геополитика. Мы не, в конце концов, иметь весь набор необходимой информации…

Недопитый арманьяк Видел

— Из-за каверз этой самой геополитики ваша фигура невольно приобрела глобальный масштаб драмы. Ваша «святая троица» (Иосиф Кобзоном и Валерией) стала причиной грандиозного скандала и геополитический слом — переезда конкурса «Новая волна» исторической родины Юрмалы в Сочи. Теперь вы вошли в историю, и роль тоже!

Положа руку на сердце, до сих пор не беру вещи, из которых разразилась такая истерика? Не мы ли первые пришли на практике в черные списки невъездных и так далее? Тот же «Океан Эльзы», например, в закрытой Россию задолго до поворотов, с въездом в Латвию. Нам ли было так возмущаться, что музыка мешает политика?

— Начну с последнего. Я считаю, что полная глупость, не будем «Океана Эльзы» в Россию. У группы огромное количество поклонников, и если они что-то оскорбительное про Россию не слышал, но просто на Майдане выступали несколько раз, то я не вижу причин их запрещать у нас. Для меня они лучшие музыканты в Украине. Очень талантливые люди. Музыка оригинальные, очень выразительные славянскими корнями.

Интересно, что вся история переезда «Новой волны» Юрмалы в Сочи началось именно с меня. В 2014 году меня пригласили на День конституции появляются Кремля именно песня «Сделано в СССР». Это была моя инициатива, и директор.

Присутствовавшие на концерте в Кремле власти, представители Литвы и Латвии, почему то ставят возмутились, хотя песня была написана и исполнялась в 2004 году. году. И все это время была тишина! Я тихо пел ее и в Латвии, Эстонии и Литве. Я пел его в День конституции своей, замечу, в стране, а потом вдруг начал возбуждение.

Уже не помню, чей министр Литвы или Латвии выступил с заявлением. Зацепились за слова «Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже». Но, в конце концов, такая страна была СССР. И вот, видите, оказывается: «агрессия», «аннексия» — и пошел-пошел. Мол, песня призывает объединить Прибалтику!

Я не стал отвечать на вопросы журналистов: поздно спохватились — десять лет песней, это раз. Во-вторых, никакой призыв к агрессии, насилию, пользуется там нет. В-третьих, открою страшную тайну: вы все родились в Советском Союзе, как я. И, в-четвертых, я родился в Калининграде, и это тоже Прибалтика, если и правда кого-то задела эта строка.

— Болезненная реакция, видимо, объясняется именно обострившейся геополитика. У нас фанки чинуши настрочили свои черные списки, хотя тот же Майдан и в целом был очень внутренним делом другого государства. В прибалтике были сонливость, потому что война в Украине и все виды «воссоединений» вблизи своих границ. На этом фоне неудивительно, что усмотрели реваншистскую угрозу ваши песни, прозвучавшей на официальном госмероприятии почти гимн ну… Можно было выбрать что-то более нейтральное, не правда ли?

— Не знаю, кто, что и как думал. Но в Литве я собирал зрителей на концертах больше, чем в России. Далеко концерт начал говорить, что если я спою «Сделано в ссср», то меня выдворят из Литвы. Я не хотел провоцировать, и не хочу петь на самом деле. И что вы думаете! Зал — 8 тысяч человек, я пел концерт, и, наконец, все стали хором просить, чтобы я пел «Сделано в ссср». И то меня дернуло.

Я говорю: ну хорошо, раз у нас демократия, поднимите руки, кто хочет, чтобы я эту песню пел, потому что я не хочу, что провокация. А до этого я попросил поднять руки тех, кто русские и кто есть литовцы. Две трети зала были литовцы.

Конец песни руки подняли 99,9 процентов! Один маленький мальчик спал на коленях у матери, и когда я сказал, кто-то против, то вдруг проснулся и поднял руку. У меня рекорд — трогательно и смешно. Я шутил: мальчик, иди из зала, не порть статистику…

В общем, я пел эту песню. И начался дикий шорох. Они говорят, что это Газманов, провокатор…

Всем дворцам, всем аренам, после этого пошел в личное устное замечание президент Литвы меня не отпускать. Я не оспариваю! Если они считают, что эта песня представляет угрозу их национальной безопасности, то они могут предотвратить это, пожалуйста. В Латвии и прислал мне бумаги какие-то нелепые формулировки запрета на въезд — «за поддержку агрессивной политики», мой президент. Напомнить какой-то! Его более чем 80 процентов населения поддерживает. То все россиянам ограничить!

— Началась цепная реакция, похоронившая, наконец, «Новой волны», Видел…

— Я очень рад.

— Не жалко?

— Объясняю. Игорь Крутой отличный продюсер, и такого уровня конкурс, фестиваль, который он сделал, в России не было. Но теперь. В сочи. Это причина, почему я счастлив.

И потери только из-за того, что я не могу встретиться с аудиторией, в Латвии, в Литве, где у меня есть залы всегда были заполнены. Да, еще без детей, вид на жительство, я квартиру там сдуру купил, потому что думал, что это всегда там, это фестиваль…

У меня есть еще бутылка арманьяка в 1951 году осталось только треть времени отпить! Смешно, если бы не так грустно было!.. Что является причиной? Зачем было так делать?

Многие у нас ругаются — мол, пусть латыши и то едят свои шпроты. Я до этого никогда не опущусь. Я уважаю народы балтии, латышей и литовцев. В эстонии, кстати, до сих пор езжу с гастролями, и не будет никаких проблем. И теперь, после того, как меня не пустили Литва, завернули прямо в аэропорту, объясняя это тем, что я в каком-то секретном черном списке МИДа Литвы, нигде не публиковалось, я не высказываю претензий аудитории и не буду плохо говорить о Литве, где я часто бывал и даже работал в Клайпеде. Я считаю, что народ в этом разобраться. Меня не пустили, а не для людей, а не народ. Не пустило правительство… Произошло гнусно, хотелось бы попасть. Но им не удается, потому что я люблю Литву и знаю, что все изменится. И моя песня не знает границ!

— Правительство не пустило, то Юрмалу только три, но мы хлопнули двери, затеяли опереточную эвакуации, без детей, тысячи зрителей, десятки певцов встречи друг с другом, сведен почти в центре Европы большой русский фестиваль, продолжая спекулировать на поддержку русского мира, важность «мягкой силы» и т. д….

— Это плохо, и я не злорадствую. Я говорю, что рад, потому что в России появился фестиваль такого уровня, что раньше у нас не было.

— После спектакля в Сирии вы оставили в Сочи, и ваш коллега Григорий Лепс вылетел в той же Сирии Юрмалу есть дружескому приглашению Лаймы Вайкуле свой фестиваль, который в настоящее время становится своего рода «сахарозаменителем» «Новая волна».

Общественность, в том числе русская, там было приятно, что люди даже плакали от счастья. И гриша, даже несмотря на Сирию, сразу же был в России в числе «предателей» и «продажи душонок», как и все остальные, кто туда поехал, — Ваенга, Винокур, Лолита, Долина, Орбакайте, Галкин, Пресняков, и так далее, И «продажный» Лепс, кстати, еще до доносов наших бдительных патриотов отказался там гонорары, делая Лайме просто подарок. Это разве тоже не гнусно?

— Я думаю, что в Лиме можно проводить все фестивали, что он хочет. Я не вправе критиковать каждого исполнителя. Я могу себе сказать: в этой ситуации я не пойду. Если что-то плохо попахивает.

— Слизь там охрипла, призывая всех остаться друзьями вопреки геополитике и всяческим «игры патриотов»…

— Я люблю Лайму и повторяю: никто не собирается критиковать, и не должны это делать. Я считаю просто, что должен быть определенный код, внутренний. У меня точно такой код. Второй — на другой. Я не осуждаю и не оправдываю. Я буду делать так, как я говорю. Я вообще многие вещи, в отличие от шоу-бизнеса я сделал, делаю и буду делать.

Не хотят, чтобы некрополь tombs of the kings, маяк пафоса. Да, я невъездной в Латвию, на Украину и теперь уже в Литву, но у меня за спиной огромная страна, с великой историей, я чувствую поддержку этой страны. Я не хочу его потерять, не потому, что власть меня греет или не греет. Я говорю о народе, и не важно, будет ли он ходить или нет мои концерты… Может, денег в настоящее время не ходить, вы знаете! Большинство людей, в конце концов, испытывают сейчас огромные сложности, у нас такой период. Но я никогда не обманывал их ожиданий, своими поступками и никогда не обманывает. Таково мое внутреннее состояние. Так и Юрмалу теперь я не хожу на фестиваль. Только сольные концерты.

Прочитайте материал «Лепс и Ваенга ответили из Юрмалы в доносы «продажности»

Поэты глубже, чем политика

— Код, это понятно — геополитика важнее человека дружба… И был ли, кстати, в отличие от шоу-бизнеса «Эскадрон», например?

— Эту песню мне запретили сразу, и не пустить его в «Утренней почте» (главная музыкальная воскресенье передача советского ТВ. — Прим. «SQL»). Даже «Люси» с Родионом не допускается! «Наши дети не должны отвязный хлопчик, который носили на сцене и поет про беременную суку», — сказал мне один из руководителей Гостелерадио. Слово в слово! В песне были слова: «Люси там шагала и восемь щенков счастливые дети несли».

Много позже этот же водитель сам остановил меня в коридорах «Останкино»: «вы Знаете, я был неправ». Я зауважал. Потому что это поколение на протяжении десятилетий жили в определенных рамках, зашоренные, выполняли задания партии и правительства… И в первый раз песню «Люси» показали Владимир Молчанов в свою программу «До и после полуночи», который был рупором перестроечного телевидения и была свобода действий немного больше, чем другие передачи. Детская песенка в полночь поставили, представляешь! Только тогда опомнилась, уже и «Морнинг пост»: что это вы нам свою песню не принесет?

«Эскадроном» была почти та же история. В первый раз его показали по «Смотреть» не музыка программы! Здесь вам и наоборот! Тенденция, то другая. И я никогда не слежу за тенденцией. Когда я начинаю следовать модам, и эта тенденция, я что-то не получается. Я следую за внутреннего состояния. Когда я завожусь, и вокруг меня все запускается. Это мой тренд…

Я нашел тогда свою музыку форма — ярко выраженная славянская мелодическая линия и модный в те времена», но агрессивный ритм, почти на грани рок-эстетики. И слова интуитивно получались гнев, день, потому что то было разлито в воздухе, это было то, о котором говорил народ. Это конкретно не написано, и волны импульса, общие чувства, эмоции. Тектонический сдвиг в истории, вал информации вокруг. И в голову все это пришло. Так появились «Эскадрон» и «Есаул» и «Мой храм» и «Share» и «Морячка» и «Путана» — песни о судьбах, песни-истории.

Но мне скучно одной точки, чтобы выиграть. Так появились песни, совершенно не связанных «на эскадронной» в теме, и они тоже были хитами — «Закрой мои глаза», «Дождись», «Белый снег», «Только». Рада, что стихи пошли. Не сразу, лет 30, и мелодии у меня всегда были, потому что я мелодист по жизни. Стихи же впитывают дух эпохи. Поэты иногда глубже копать, если даже журналисты и политики. Интуитивно. Какое-то предложение можно было бы охарактеризовать целую эпоху.

— Вы заметили, что не существует формулы, ремонта и ваша коллега Юрий Лоза написал целую книгу «Научу писать хиты»…

— Глупости! Никаких формул нет. Кроме того, вы пишете, хит и исполнителя так петь, что от этого одни рога да только ноги остаются. Или, наоборот, исполнитель настолько крутой, что даже хреновую песню непонятно, что ТАК петь, что он станет хитом. Как Джеймс Браун, на концерт, которого я имел счастье попасть, когда он прилетал в Москву перед смертью. В физиологическом уровне он такой звук делает, это I Feel Goog, что весь зал на уши встал, даже слов не понять. «The beatles», еще в школе слушал, и что они там поют, мне пофиг было, но они через песню и музыку транслировали свои страны.

Поэтому не пишете ударил по формуле. Никогда! Когда я писал «Питер», «Мой храм», «Измерение жизни», то подумал, что это великие песни. Оказалось, ничего подобного, они, конечно, известен, но, вероятно, сложноватые для восприятия, не создали такой аудитории, как «Господа офицеры», о котором я вообще не думал, что он выстрелил.

— Написано, как вы сказали, у вас больше, чем вы можете петь. И другие репертуаром вечная проблема. Жадничаешь?

— Просто песни я в основном писал для себя и сам. Были, конечно, сочинения «в сторону». Никогда не была идея сделать женщин группы. Но у меня не хватило терпения и времени. Но некоторые женщины песни написал и Тане Овсиенко («Моряк»), Кристина Орбакайте («рассвета до заката»), и Маше Распутиной («Я остаюсь с тобой»)…

— Кстати, один из его лучших баллад — мощный, чувственный, роскошно спетая!

— Это и было нужно в этом направлении идти. Когда она спела «Городских сумасшедших», я ей говорю: «Маш, так не может быть, вы или где колеса, или там… Такие песни, как «Городской сумасшедший», петь каждый певец, и ты должна петь то, что не все выполняет. Использовать свои вокальные данные и харизму».

Кстати, мой творческий вечер на «Новой волне» в этом году эту песню петь Ани Лорак. Там, В Сочи, 5. сентября около 30 артистов будут петь мои песни! Но в целом у меня почти не было так, что я кого-то специально написал. Хотя каждый мой юбилей я разделил свои песни, а некоторые остались в репертуаре. В последнее время в Заре специально написал песню, Тамара Гвердцители. Я его очень уважаю как певца, голос потрясающий. Он говорит: я хочу, чтобы получить немного репертуар, чтобы песни были поживее. И я ему написал цыганскую песню «ВоронОй».

— Клип смешно…

— Очень смешно! Он говорит: давайте вместе петь. Врасплох застала — у нее голос очень мощный! Мне трудно было петь в этой тональности. Но сквозь слезы, были удалены, и было действительно смешно. Так что теперь снова под юбилей даст свои песни, очень интересно, что произойдет дальше.

— Если кто-то исполнил свои песни так, что ты просто позеленел от зависти?

— Ну, позеленел — это слишком, но это лучше, чем я, — может быть. Даниил Плужников, мальчик маленький ребенка «Голос», пела в «Два орла» так, что всколыхнул всю страну! Я ему сейчас помогаю, это уникальная. Я-то это песня, честно говоря, левой ногой писал, срочно за одну ночь, фильм «Стреляющие горы». И ребенок так прочувствовал и хорошо пел! Просто до мурашек на коже. Гриша Лепс пел в «рассвете» просто нереально. Я так не умею. Здесь, безусловно, прямо обзавидовался, потому что если бы у меня был такой же голос был, то я бы состоит из специально под такой голос! Но использую то, что Господь будет меня отпускать, и, слава Богу, мне этого достаточно…

Хит-парад звуковой дорожки

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.