Миру нужен психиатр

фото: Михаил Гутерман

Человек-волк (Александр Масалов) Райной Праудиней.

В центре неидеального умело экрана заднику сцены — волчья морда с немигающими синий стеклянными глазами и оскалом — страшно. А на сцене — шкаф с нехитрой обстановкой, соответствующий характер медицинского учреждения, куда поступает странный пациент, который когда-либо курс лечения доктор Фрейд. Сам врач не имеет: вот только последователи его учения — психиатр Анета Гарднер и его ассистентка Розмари — очень эффектная длинноногая блондинка, как балерину. Человек пугливо озирается, точно дикий зверь, попавший из леса в город. Но бывший пациент не опасен, хотя его случай был квалифицирован Фрейдом как «человек-волк».

Так что это все не выдумки, а человек-волк был реальный прототип. Это Сергей Панкеев, родился в 1886 году в Одессе, в семье помещика. 1905. году он с отличием окончил гимназию и поступил в университет. Вместе с матерью и старшей сестрой Анна сделала путешествие по Европе, в 1906 м Анна покончила жизнь самоубийством после (вот странность) посещение места дуэли Лермонтова в Пятигорске. Кроме того, в 1907 году Сергей признаки депрессии, по совету отца, он обратился к российской психиатру Бехтереву и немцу Эмилю Крепелину. Если годы 1910-1914 Панкеев лечился ли Зигмунд Фрейд. С 1920-х годов. года Сергей жил и работал в Вене страховым агентом.

Вот такая история попал в основу пьесы Розовского, в котором смешалось все: болезнь, страсть к болезненным проявлениям, секс (где v без), споры об учении Зигмунда Фрейда, в которой одна часть специалистов считает шарлатаном, а другой — гений. И частная жизнь на фоне исторических событий, потрясших мир в 30‑х годах прошлого века: оккупация Вены немецкими войсками, организации концентрационных лагерей, массовое истребление евреев. Женщина, человек-волк, еврей и Тереза, видя их ужасное предназначение, отравилась газом. Человек-волк с его детскими неврозами был котенок до век-волк, свирепости дикого зверя разрывающего человечество. И все это под, и это хорошо-тревожную музыку Малера. История силы, предлагаемых новизны и его воплощение на сцене, выглядит на одном дыхании.

Актриса треугольник Александр Масалов — Дождь Праудиня — Линда Лапиньш — справляется со своей задачей. Масалов в этом сезоне здорово сыграл Каренина в спектакле «Анна Каренина. Lecture» и «Человеке-волке», показали умение тонко, без push виду психологической линии роли. Его партнерша — дебютант «У Никитских ворот», эффектная Линда Лапиньш — оказался очень перспективным актером. Его роль является наиболее лучшим и выдерживают несколько минут до перевоплощения, когда актер прекрасно справляется.

Интервью после спектакля с Марком Розовским.

— Марк Григорьевич, почему вы пришли к трудам Фрейда, интерес к которой до сих пор является волновой характер? Вы мучимы его психоанализом, как и многие?

— Нет, я с Фрейдом не мучим, что, как мне кажется, нашли отражение в игре. Я действительно считаю, что сейчас мир как никогда ранее нуждается в психиатре, и то, что сегодня мы часто мы недостаточно, — это факт нашей реальности. Некоторые считают, что Фрейд авантюристом, другие — большой ученый, но факт остается фактом: Фрейд вылечил множество людей, и этот метод работает. Хотя я не специалист и не могу судить, но в отношении театра Фрейд дает большие резервы театр, психологически в первую очередь. Потому что, если для подключения к системе Станиславского с психоанализом Фрейда, то театр от этого только выиграет.

— Работая над пьесой, то обращаются к специалистам?

— Нет, я просто читал книгу: сам Фрейд, он, они — очень разные. И вот история человека-волка, я написал как написал не так давно спектакль «Харбин -34″, основанный на реальных событиях. В любом случае, Фрейд для меня повод, чтобы думать о совсем другой теме: человек в мясорубке истории.

фото: Михаил Гутерман
Она же Линда Лапиньш.

— И еще не известно, кто волк.

— Да, люди звереют, теряют человеческий «я» и становятся волки, хищники жертву. Причем хищники, и жертвы могут преображаться и те, и другие. Это сегодня дефицит, что мы видим и в поведении, и в нашей стране, то в результате некоторые глобальные процессы. Как мне кажется, происходит нападение на человечество в XX веке, он чрезвычайно сила проявляется: гитлеризме, сталинщине.

Мой герой, изысканный русский дворянин, белоэмигрант — очень светлый человек, чувственный, честный, но он заболел психической болезнью, и Фрейда в его руках. И то, что было после… в эпоху фашизма, войны, а затем послевоенного времени и так далее, и так далее, Кажется, что наступил мир, но ему было нужно, чтобы выжить, но счастья не было. И это было одиночество человека, был расщепленность человеческого «я», из-за потери истинного счастья. И вокруг насилие, насилие и еще раз насилие…

— В какой степени вы использовали в работе романа Гессе «Степной волк»?

— Не использовали: гессевский текст, также написанный под влиянием научного исследования Фрейда, но «Степной волк» — абсолютная фантазия, и тогда в «Степном волке» нет такого героя, как русский человек. Я, конечно, все имена изменены: это ведь мои фантазии на основании документов. Действительно, есть воспоминания и самого человека-волка, и воспоминания другие врачи. Ему ставят диагноз «одержимость преображение»: он сам себя преобразил волк ребенка благодаря сновидению. И вера в глубинную тайну во сне, как проявляется, наиболее спрятанных внутри человека процессов — все это остается. Так что психоанализ необходим каждому: нужно пройти тест. К сожалению, обязательного для этого теста нет, так что на улице ходят как сумасшедший, и бред несут люди, казалось бы, обычный. Специалисты имеют дело с такими болезнями, как искусство, в частности театр, должен просто копаться внутри человеческого «я». И тогда будет ясно.

— Ясно, что мир сошел с ума — об этом только ленивый не говорит.

— Говорим одно, но изучение…, Конечно, были художники, которые положили жизнь на это, скажем, Бергман, Тарковский был не чужд этих подходов. Но они творцы, а не врачи. У них был интересный человек, его угол.

С файл «МК»

Известный 43 клинический случай из психоаналитической практики Зигмунда Фрейда, однако из всех этих работ самыми известными являются способ, который описывает работу психоанализа с различными психическими расстройствами. Есть среди них истории одного детского невроза известный как случай человека с волками, описывает психоанализ психозов и пограничных состояний.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.