Испорченного вандалом «Ивана Грозного» будут реставрировать в онлайн-режиме

фoтo: ru.wikipedia.org

Прoизoшeдший инцидeнт зaстaвил сoтрудникoв и рукoвoдствo гaлeрeи пeрeжить нaстoящий шoк, нo нe пaрaлизoвaл рaбoту музeя. Были прeдприняты экстрeнныe мeры пo спaсeнию картины, выполнены процедуры, необходимые для следственных мероприятий, и проведен предварительный анализ состояния картины для определения последующих действий по обеспечению реставрационных работ.

Третьяковская галерея под руководством Зельфиры Трегуловой начала постоянно следовать принципам открытости, и этот печальный случай не стал исключением. В первый же рабочий день после нападения, СМИ предоставили всю необходимую информацию, а затем и дали пресс-конференцию. Там выяснилось, что акт вандализма многие люди вне музея восприняли как личную боль.

За прошедший со дня трагедии месяц проведена большая работа. Практически сразу после выполнения неотложных аварийных работ, картину разместили в реставрационной мастерской галереи на столе под специально изготовленным защитным коробом, обеспечивающим безопасное и стабильное хранение полотна. Авторскую раму, лепнина которой изрядна повредилась, перенесли в мастерскую реставрации рам. Начались консультации специалистов музея, тщательные осмотры, анализ всей реставрационной истории картины с обращением к архивным материалам.

Уже проведен реставрационный совет, утверждена программа первого этапа консервационных мероприятий, которые позволят начать этап исследований произведения. Мнением коллег Третьяковка не пренебрегает: с ними активно ведутся консультации по ряду вопросов.

Теперь о последних новостях на сегодняшний день. Удары по картине привели к возникновению скрытых повреждений и спровоцировали проблемы, связанные с известной с давних времен «хронической болезнью» картины, — слабой связью живописи с грунтом и постоянной угрозой образования осыпей красочного слоя.

Многие десятилетия картина находилась под особым наблюдением реставраторов. Однако несколько поколений реставраторов галереи воздерживались от кардинального лечения «болезни» из-за сложности задачи, отсутствия соответствующих технологий и инструментария. Периодически проводились только точечные укрепления красочного слоя. Был выработан и соблюдался специальный режим бытования картины в музее — хранение-экспонирование на одном месте, полный запрет на любые перемещения и постоянное нахождение полотна под стеклом для защиты от температурно-влажностных колебаний.

Сейчас перед специалистами музея стоит сложная задача — реставрировать не только повреждения, нанесенные вандалом, но и на новом этапе развития технологий глобально решить проблемы состояния полотна, излечив его от старой «болезни» и обеспечив его сохранность для будущих поколений.

Большой размер картины, особенности многослойной техники живописи Репина, непростая история произведения — все это определяет уникальную по своей сложности задачу предстоящей реставрации. Как того требуют современные стандарты в музейном мире и в области сохранения культурного наследия, разработка программы реставрации сопровождается рядом условий. Поэтому весь прошедший с момента нападения период в музее шла работа по составлению плана исследований, призванных собрать максимально подробный материал о технологии картины для ее восстановления.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.