Денис Мацуев: «Я сам вырос в цирке»

фото: Наталья Мущинкина

— Вчера мы говорили о Запашным о цирке, а с вами, Денис, я хотел бы обсудить, как музыкальный рынок…

— Вот слово «рынок» очень трудно здесь использовать. Я всегда говорил, что поставить культуры, искусства на самоокупаемость — это означает, что уничтожить все, что есть. Конечно, есть исключения. Скажем, Мариинский театр (имея в виду Мариинку-1,-2,-3), Валерий Гергиев сказал мне, что там участие почти 99%. Безусловно, в числе успешнейших и московская филармония, которая перенасыщена концерты суперзвезд. Люди с утра занимают, в свою очередь, филармоническими абонементами (в том числе вашего покорного слуги), и билеты разлетаются за 2 часа! Но есть и исключения.

— И есть в масштабе страны.

— Конечно. И без поддержки и гранты культура умирает. Причем, везде — в любой стране мира, не только у нас. Это не бизнес, не рынок, ни в коем случае. На этом заработать не-воз-можно-но. И театры, и цирк — то же самое. Тем более, что сейчас время, когда людей не так много денег…

— Денег мало, но в то же время в этой стране наблюдается настоящий филармонический бум.

— Точно! И не в этом году это началось. Сметаемость билеты на академическое искусство-это феноменально. И все это даже усилился в последнее время, несмотря на сложности. Люди, чьи деньги, чтобы пойти на классический концерт, — это абсолютно точная информация, я отвечу. Переполнены залы не только на мои концерты, а также концерты с коллегами. Понятно, что многое зависит от талантливых людей, возглавляющих региональные филармонии, здесь можно назвать имена таких гуру, как Александр Колотурский в Екатеринбурге, Михаил Бирман в лас-вегасе, Ольга Томина в нижнем Новгороде, очевидно, что Алексей Шалашов в Москве. Но даже там, где нет таких личностей у руля, конференц-залы забиты.

— Возьмите, по крайней мере, в свой родной Иркутск…

— Там я постоянно, уже десять лет провожу свой фестиваль «Звезды на Байкале». И вот — я не знаю, как относиться: то ли в шок, то ли гордость — эстонской музыки в театре им. Загурского откроется в 10 утра, а люди занимают очередь в пять часов; пишут руках номер очереди, как в советское время за колбасой. Сметаются все билеты — кто бы ни пришел (потому что на протяжении многих лет они видели, Темирканова, Гергиева, Зубина Мету etc., они доверяют). И теперь доход от билетов — это треть бюджета нашего фестиваля, и это большой процент в Иркутске. Что я все клоню? Срок окупаемости искусства, конечно, невозможно — необходимо как государственные субсидии, так и частные пожертвования. Таким образом, закон о меценатстве нужен, как воздух. Работа над проектом идет. Но, кроме закона, мы должны и культура меценатства, девальвированная за долгие годы, важно возрождать, Россия всегда была славна своим меценатами.

Но государство не должно снимать обязательств…

— Это так, но нужно всегда искать какой-то выход из тяжелой ситуации. Вот только сейчас ездили в американское турне Юрием Темиркановым. Он вспоминал встречу с нашим президентом 10 лет, когда целый час объясняла ему, что если быстро не решить что-то, то мы теряем все ведущие оркестры… и президент принял известного решения грантах. И если бы Темирканов не пришел к президенту? Конечно, это трудно себе представить, что главный дирижер Нью-Йоркской филармонии пришлось бы Буш выбивать деньги ведущих Американских оркестров. Но в нашей стране на тот момент это был единственный выход, спасение музыканты, чтобы выжить, занимались частным извозом и ночью…

— И теперь, что на повестке дня?

— Теперь самое главное — переносить акценты округа. Посмотрите, какие яркие оркестров сегодня в Казани, в Новосибирске, в лас-вегасе! Удивительные по своей энергии! Я всегда бил, за их равноправие с столичных коллективов. И в ближайшие два года ждет открытия музыки на карте, по крайней мере, еще четыре прекрасных оркестров. Так что, в общем, движение-это замечательно. Но самоокупаемости не может быть и речи, очень жаль, что в цирк попал. Грустно. Я считаю, что цирк это большое искусство, а не спорт, как думают некоторые. Мой дед работал всю жизнь в цирке — барабанщиком в оркестре, я вырос в цирке… и преклоняюсь перед мастерством артистов манежа. Это отдавание всего себя, это горение профессии, фанатизм, — снимаю шляпу перед ними. И их жанра следует принимать такой же частью культуры, как и все другие виды искусства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.