Проект является обязательным для всех распределение после Вуза ужасный студентов

фoтo: кaдр из видeo

Дaйтe крaткoe oписaниe, зaкoнoпрoeкт o зaнятoсти выпускникoв вузoв, кoтoрaя былa сoздaнa в гoсдумe дeпутaт Вoстрeцoвым. Aвтoр прeдлaгaeт ввeсти oбязaтeльнoe рaбoчee рaспрeдeлeния для студeнтoв, кoтoрыe пoлучили высшee oбрaзoвaниe зa счeт гoсудaрствeннoгo бюджeтa. Oпрeдeлeны и срoки: пoслe тoгo, кaк зaкoнчил диплoмную oбязуeтся рaбoтaть в гoсудaрствeнныx oргaнизaцияx и oргaнax влaсти чeтырe гoдa, пoслe блюдo — пять лeт, a пoслe тoгo, кaк выпускник — шeсть. В случae, eсли выпускник рeшил игнoрирoвaть эту oтвeтствeннoсть, oн дoлжeн из свoeгo кaрмaнa вoзмeстить зaтрaты, кoтoрoe гoсудaрствo пoтрaчeнныe нa eгo oбучeниe.

Сeргeй Вoстрeцoв считaeт, что таким образом можем решить проблему с трудоустройством выпускников. Депутат уверен — нововведение принесет только пользу.

— Давайте посмотрим, что сейчас, — объясняет Вострецов. — Во-первых, есть дети, которые пять лет получают образование за счет государства и которые полагаются на эту страна. А когда они были выпущены, а затем обнаружить, что они никому не нужны. Они унывали. В конце концов это были пять лет их жизнь лучше! Они могли бы семьи, это время, чтобы создать или получить рабочую профессию, или состояться в жизни как предпринимателей, а затем, чтобы получить дополнительное образование, если они ее не хватает. А вот они все пять лет число управления: раз он дал на бюджетное место, значит, она их ждет. В конце концов их ждет только разочарование.

Также депутат считает, что новый закон откроет более широкие возможности для студентов из регионов. Теперь преимущество для приема уникального жителей больших городов: здесь хорошая подготовка, нет недостатка в репетиторах на любой карман. В случае обязательного распределения отпадет процент детей из обеспеченных семей, которые учатся в бюджет, а затем идут на работу, например, в частную клинику родители.

— Кроме того, мы должны рачительно относиться к государственные деньги. Если мы говорим, что нам нужны работники медицины, образования, культуры, мы должны нести ответственность за эти слова. Мы живем в условиях рыночной экономики и денежку надо считать, особенно государственной денежку! Конечно, министерство будет чертыхаться. Это дополнительная работа, необходимо проводить планирование. Но почему то многомиллионная армия может себе позволить, чтобы рассчитать, сколько им нужно, танк, персонала, поваров. А другие министерства, почему не может?

По словам депутата, в настоящее время развивается неприятная тенденция, когда студенты были освобождены от Университетов и обнаружили, что их рабочие места были уже заняты: сотрудники часто занимают по две-три ставки, чтобы получать нормальную зарплату.

— Ну, тогда давайте же не будем обманывать руководство страны, что у нас есть достойные зарплату от правительства, сказал депутат. — Они достойны, только если ты совмещаешь два-три рабочих места. Наш законопроект приведет к повышению уровня жизни и сокращению лжи среди сотрудников. Если у нас нет необходимости в таком количестве ставок, давайте их снижению.

— Но если работодатель не в состоянии обеспечить места для всех выпускников? Что делать в этом случае?

— Такой ситуации просто не будет, потому что все будет просчитываться заранее. А если все-таки случится, что учреждение не предоставило на рабочем месте, должны быть помещены в черный список кандидатов. И сократить работодателя. Ребенок, конечно, не будет ни в чем виноват. Во втором чтении, может быть, и мы подготовим для развития о том, что если государство в течение года не предоставила место, это обязанность отрабатывать его закончу сжигать. Но я не думаю, что это произойдет.

— А если самого высшего образования не устраивает предлагаемое место?

— Вы знаете, есть миллион людей, которые счастливы. А если нет — не должны занять этот бюджет, место в Университете. Конечно, заработная плата высокая, особенно у специалистов первой категории, которые только начинают свой трудовой путь. Но государство дает бюджет на месте, что вы были в его пользу. Государство вас имеет значение. А если вас это не устраивает, то не нужно поступить учиться за счет бюджета. Подумайте сами, вы займете чужое место, хотят-это место!

— Вы написали в законопроекте, что в случае отказа студент будет обязан возместить стоимость обучения…

— Да, пропорционально отработанному времени. Работал год — платите только за 4 года обучения, два — три, и так далее. Цена рассчитывается очень просто, она известна и доступна каждому, чтобы ознакомиться в любой Университет. Так что сюрпризом это не будет. Каждый будет понимать, какие риски. И, конечно, если выпускнику предложат зарплату от 200 тыс. в частном предприятии, он имеет право сказать: «Выплачу вам для обучения, как положено, и будет идти на свободу с чистой совестью».

— Если абитуриент приехал из регионов, его обязаны будут вернуться? Вы продумали этот момент?

— А это как в военную школу — распределение зависит от многих факторов: откуда приходят, какие оценки, сколько умный человек. Если субъект РОССИЙСКОЙ федерации отправить его в УНИВЕРСИТЕТ, он имеет право рассчитывать, во-первых, в свой специалист. Конечно, в одиночку участник может высказать свое желание…. Но в целом государства является только выделить, где и какие ресурсы ему нужны.

— Вы сами работали по распределению?

— Конечно, я сам распределялся. Но я военный, не было выбора. И кстати, теперь если курсант не хочет заниматься после школы, он выплачивает компенсацию. Так что ничего нового мы не изобрели. Почему одна категория граждан возврат средств, потраченных государством на обучение, а другой — нет? Это неправильно. Они отличаются от гражданских? Те из 90-х годов всех нас расслабили. Бесконтрольное распределение бюджетных средств привело к тому, что мы не участвует в планировании, а мы участвуем в строительстве. И все крики против законопроекта — это кричать на сотрудников, которые не хотят работать.

***

Мы видели, сколько стоит обучение в ведущих московских Университетах. Год обучения на факультете журналистики МГУ будет стоить 350 тысяч рублей на дневном отделении и 217 тысяч рублей за ночь. В особой. Баумана год обучения по направлениям «менеджмент», «экономика», «социология» — 206 тыс. рублей. Направления «Техническая физика», «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения значительно дороже — 284 тыс. рублей. В высшей Школе Экономике год обучения на направлении «Экономика» на сумму 420 тыс. рублей, «разработка Программного обеспечения» — 350 тысяч рублей, «компьютерная безопасность» — 260 тысяч рублей.

***

Для объективной оценки законопроекта мы обратились к Президенту Российского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктору Панину. По мнению экспертов, в современных условиях история обречена на провал.

— Я не думаю, что в этом виде законопроект имеет будущее», — считает Панина. — Вообще в принудительном порядке ограничивать право выпускников на выбор — это неправильно. Ни одна экономика любой страны не предусматривает таких ограничений и практики. Должен быть выбор. Государство обязано выполнять свои социальные функции. Потому что высшее образование-это своего рода социальный лифт, который позволяет создать систему равных возможностей для представителей различных слоев общества. Рубить сплеча и быть не может.

В российской системе образования на двух из самых больших проблем. Во-первых, он уже давно вырвался из рынка труда. Огромное количество специалистов готовит не известно для каких целей. Выпускники не были уверены в своем будущем. Получается, что мы тратим государственные деньги на подготовку специалистов, которые не нужны экономике. И возникает вопрос: почему мы их готовим, за счет бюджетных средств, которых и так всегда не хватает? Во-вторых, очень упало качество образования. Эксперты признают: в этой области является очень серьезной проблемой. В противном случае, мы бы давно были впереди планеты всей во всех международных показателей. И именно эти два момента должны быть решены в первую очередь.

Если говорить о западной системе высшего образования, там все было по-другому. Возьмем, к примеру, в Гарвард, Оксфорд или Йель. Там построение системы, при которой работодатели сами выстраиваются в очередь для выпускников! Университетов создали себе имя, история и система, в которой окончил почти с начальных этапов обучения попадает в поле зрения большое количество работодателей. И он не является вопрос: куда пойти работать. Он уже расписана траектория. Почему же наши депутаты не хотят, чтобы создать что-то подобное?

Специалисты предлагают политиков занять более нажатии проблем. Например, чтобы ввести санкции в отношении Вузов, которые не выполняют своих общественных задач, которые имеют очень низкий процент трудоустройства выпускников. Финансирование продолжается только для ликвидации социальной напряженности в конкретных территорий.

— Многие Университеты уже давно стали в шарашкины конторы, а высшее образование — в художественной литературе, — категорически Виктор Викторович. — Образование, увы, также к этой тенденции. Это очень опасная тенденция. Мы теряем традиционные основы нашей классической университетской школы, основных образовательных стандартов. Мы должны стабилизировать систему и вернемся к основному вопросу — а это качество.

Давайте подумаем, что будет если мы введем эти обязательства. Неужели мы будем лучше готовить специалистов? Нет, конечно. Для этого нужны не годы, а десятилетия. Мы должны понимать, что любые изменения в системе образования будут показать себя в лучшем случае, через пару десятков лет. Но если они идут в неправильном направлении, это «откат» назад, чтобы быстро, тоже не станет. Мы будем болтать о чем наша бедная системы, пока, наконец, ее не угробим.

Кстати, специалисты называют одной из частей системы, которая уже давно существует и себя показал. Это так называемый целевой набор, когда определенное предприятие (любое, как бюджетных, так и частных) выделяет деньги на обучение необходимых специалистов, или хочет, профиля ВУЗА, чтобы подготовить этих специалистов. И гарантирует в свою очередь, что трудоустроит этого выпускника. Прием таких участников происходит в мягких условиях: точки входа для них ниже. С подачей документов на «цель» на месте будущего ученика присоединяется условие — до завершения, он будет обязан работать на определенном предприятии в конкретной должности. По сути получается, что новый законопроект будет заменить систему целевого набора, который так хорошо работает.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.