Маргарита Русецкая: «Русский язык для детей портит не Интернет, а родители»

фoтo: Eвгeний Сeмeнoв

Нынeшнee пoкoлeниe тaк сильнo oтличaeтся oт прeдыдущиx, чтo спeциaлисты гoвoрят o явствeннoм мeжпoкoлeнчeскoм пeрeрыв: с oднoй стoрoны, «aнaлoгoвыx» дeды с бaбкaми, a тo и мaмы с пaпaми, с другой — «цифровые» дети, отметил декан психфака МГУ им. Ломоносова, вице-президент РАО Юрий Зинченко. И друг с другом, эти представители разных эпох, иногда понять трудно: достаточно вспомнить, как известная фраза «мальчик в клубе склеил модель» рассматривается еще 30 лет назад и как воспринимается сейчас.

Это понятно. «Наиболее существенной трансформации относится к сегодня сфера общения, основные изменения в последние 10-15 лет, связанных с информтехнологиями, которые меняют не только поведение, но и наш мозг», — обрисовала ситуацию ректор Государственного института русского языка им. Пушкина Маргарита Русецкая. И Интернет, подчеркнул он, не стоит обвинять во всех смертных грехах, как часто это происходит на самом деле.

— В частности, это не правда, что именно Интернет является основной причиной «удаления» на русском языке. Конечно, когда для быстроты коммуникации, мы используем различные гаджеты, правила русского языка не применяются в полной мере: мы используем сокращения, упрощениями, смайликами и т.н., Но еще 20 лет назад акад. Костомаров предупредил, что текст, отображенный на дисплее, совсем не тот, что в книге. А сегодня интернет-компетентности, наряду с письменной и устной речи, действительно, стал третьим, самостоятельным видом коммуникации. И детям обязательно нужно объяснить, что то, что приемлемо в Интернет, невозможно для использования в школе или университете. Только появление нового вида связи будет служить для расширения наших возможностей.

Не правда и то, что нынешние дети стали меньше читать», — считает она. Изменились, кроме того, оценка Русецкой, радикально, только восприятие и психологические характеристики (правда, можно добавить, увы, не к лучшему):

— Если бывших подростков ram превышать двух единиц, то при сегодняшних он гораздо меньше. Им трудно читать крупные классические литературные произведения, да и вообще чтение для них — большое дело. Кроме того, они имеют гораздо беднее воображения, чем было в ровесников 20 лет назад.

Однако, не это стало причиной определенных специалистов, резкое падение грамотности современных школьников, заверил Русецкая «МК»:

— Одна из причин — искажение информационного поля, в том числе из-за снижения качества продукции средства МАССОВОЙ информации, полностью и до приема по 3-4 ошибки на страницу текста. С другой — снижение речевой этикет и культура в семье, и в первую очередь — исчезновение традиций семейного чтения взрослых и детей. Но иногда сегодняшние дети вообще не видят дома вы читаете взрослых! Третий уровень грамотности преподавателей. Не вопрос, если будущий учитель-словесник, включенных в педвуз с 63-65 оценки по своему предмету, после 3-4 лет обучения в бакалавриате такой ученик будет в лучшем случае устранить собственные пробелы в школьном образовании. Наконец, в-значительной словесной культуры, не отличаются и представители крупных госкорпораций и даже некоторые госслужащие. Часто они находятся в языковой среде как грамматические, так и лексические ошибки.

Кроме того, по словам специалиста, не является необходимым для разработки принципиально новых учебных материалов для студентов: «Большинство нынешних бумажные руководства является неэффективным и неприемлемым для современных детей. Дети, очень трудно воспринимать содержание новые темы из-за слишком большого объема текста, расположенная на одной странице, это слишком мелкий шрифт и чужие иллюстрации. Да, они в целом, как подтверждают последние исследования, это гораздо лучше воспринимают текст с дисплеями, чем со страниц книги!».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.