Вертикальная православной власти: кто на самом деле управляет в РПЦ

фoтo: Aлeксeй Мeринoв

Дaвaйтe сдeлaeм нeбoльшoй ликбeз нa тeму «Структурa РПЦ». Вoзьмeм тoлькo РПЦ нa тeрритoрии Рoссии (пoтoму чтo oнa eсть eщe и в другиx стрaнax, нo тeпeрь нe будeт oтxoдить в стoрoну).

Ну, кaждый знaeт, чтo вo глaвe РПЦ стoит пaтриaрx. Тoчнee, этo был прeдстoятeлeм. Чaстo oшибoчнo гoвoрят: «Пaтриaрx-глaвa Цeркви». Глaвa Цeркви — Xристoс, a пaтриaрx — глaвa oргaнизaции пoд нaзвaниeм РПЦ (МП). (МП — Мoскoвский пaтриaрxaт — втoрoe oфициaльнoe нaзвaниe РПЦ. A Мoскoвскaя патриархия является учреждением высшего церковного чиновничьего аппарата во главе с патриархом.) Очень патриарх воспринимается как доверенное лицо президента с неограниченными полномочиями (и нынешний патриарх Кирилл (Гундяев) и пытается держать), но в теории патриарх — это первый среди равных епископов, он сам — епископ Москвы, а других епископов, совершенно самодостаточны в епархиях. Опять же в теории «Патриарх Московский и всея руси… подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам» (Устав РПЦ, гл. IV, 2).

РПЦ состоит из епархий. Во времена патриаршества Алексия II (Ридигера) епархии, как правило, совпадала в границах области. Архиерея (епископа, архиепископа или митрополита — эти ранги различаются только по степени чести, но, в принципе, есть только один san (сан) — епископ) сидел в районном центре, в церкви на уровне губернатора.

Нынешний патриарх Кирилл пошел по пути дробления епархий: с каждым годом их число увеличивается, в некоторых областях уже четыре епархии с соответствующим количеством епископов. Архиерей областного центра, получил титул митрополита и становится первым по чести среди мелкопоместных епископов из этой области (но не хозяин).

Иногда в епархии может быть два епископа: один главный, управляющим, а другой — викарный, что-то вроде замдиректора, помощник, действующий от имени своего начальника. Как правило, викарного епископа дают в помощь большой епархии или престарелому архиерею, который уже не справляется со своими обязательствами.

Кстати, по правилам каждый архиерей при достижении 75-летнего возраста обязан написать заявление «спокойствие», но часто он остается на своей кафедре (продолжал управлять епархией) до самой смерти.

При каждом архиерее есть епархиальное управление — бухгалтерский учет, епархиальный склад, различных ведомств — образования, молодежной, миссионерской, социальной, сотрудничество с военными, полиции, казачества и многое другое. предлагаются в различных сборов, таких, как подготовка канонизации местных святых. Часто при епархии есть духовное училище или семинарию.

Архиерей регулярно собирает епархиальный совет. В этот совет входят маститые священники — благочинные и руководители епархиальных отделов. Они обсуждают различные актуальные вопросы, разрабатываются внутренние инструкции, вызывают провинившихся священников ковры и многое другое. Но все решения в епархии, как только архиерей. Это правда, что в те епархии, где архиерей известен со слабой волей или слабым здоровьем головы, реальные решения часто принимают эти священники, или просто прихлебатели — «помощники», которые имеют на него влияние, а епископ только подмахивает документы. Такие влиятельные священники в поповской среде называют «олигархами».

Несколько раз в год (в некоторых епархиях — только один раз) созывает епархиальное собрание. На нем — в теории — должны присутствовать, вместе с духовенством и монашеством) и мирян, чтобы решать общие епархиальные вопросы. Но в реальной практике епсобрание — это то, как пленум обкома КПСС: напыщенные речи архиерея про «углубить и расширить», отчеты руководителей отделов о том, что «правсомол всегда готов, а партия — еще больше», перекличка присутствующих, которая может занять два часа, зачитывание циркуляров из патриархии (очередное сбора денег), которые еще потом скинут на электронную почту. В конце концов, несколько часов формальности, которые никому не нужны.

В епархии, как и в патриархии, есть церковный суд, состоящий из отдельных священников (общецерковный суд из епископов). Этот суд рассматривает дела провинившихся священников, решается вопрос о их наказания — запрет на служение или лишение сана. Конечно, никогда священник не выиграл дело против своего архиерея в епархиальном суде, хотя есть редкие случаи, когда общецерковный суд считает жалобу священника и был отменен несправедливое решение (прещения, то есть наказанию в виде запретов) епархиального архиерея. Правда, после «победы» священника все-таки придется покинуть епархию, потому что жизни его там уже не будет.

Благочинные — это священники, которые выполняют функции бригадира или прораба на вверенном им участке. Например, крупный город разделен на несколько условных районов (область тоже разделена на таких «провинциальных» регионах) и назначается священник, надзирающий над остальными. Благочинный также время от времени собирает настоятелей приходов на бессмысленные собрания семьи, где тратят время на пустые бумажки. Основные функции дин — быть глазами и ушами архиерей, выбивает из своих подчиненных священники и епархиальные взносы и отчеты.

Между собой обычные настоятели приходов иногда называют своих благочинных «злочинными» или «бесчинными», потому что в руках дин, как правило, судьба каждого священника — он может оклеветать этого перед архиереем, предложить снять или перевести по надуманному вопросу, например, чтобы освободить богатый хороший, с приходом на себя или своего родственника в сана. Наиболее часто архиерей слушает благочинному, а мнение обычного священника в храме, и его протесты просто никто не любит.

Следующий уровень — настоятели приходов. Нужно сразу отметить, что приход и храм — это не одно и то же. Приход — это юридическая единица, в епархии, существующей, прежде всего, на бумаге и в органы юстиции. Теперь это называется МРОП — местной религиозной организации прихода храма такого-то. Т.это. на бумаге и в отчетах о пришествии может быть, а храма еще нет, даже и землю под храм может еще не быть. Приход начинается с того, что десять человек (все, хотя и паломников к другой, чтобы присоединиться) собираются на учредительное собрание, они могут зарегистрироваться прибытия на домашний адрес одного из учредителей, а затем уже начинается процесс земли, строительство храма и многое другое.

Но вот храм есть, и присоединиться есть настоятель — священник, который всем управляет: и людей, и хозяйство. Он может быть один в храме, но может для него быть подчинены священники — обычные клирики (т.это. члены клира, духовенства). Настоятель держит в своих руках всю полноту власти, все финансы, он общается с благочинным и архиереем, а обычные священники служат, служат требы и другие обычные священнические обязанности. Конечно, доходы настоятель, как правило, несравнимые с зарплатами обычных клириков, ну, но, как и в любой светской компании.

Так происходит в самом деле, хотя (часто приходится повторять это слово), теоретически управление приходской жизни должны приходское собрание всех активных взрослых членов общины, на котором должны решаться все вопросы — начиная от строительство, ремонт, отделка заработной платы клириков и настоятеля. Еще в районе есть вымышленный органов — аудит комиссии и приходского совета, но… см. выше «теоретически».

Почти то же самое — и это одна из основных проблем РПЦ в последние 30 лет — мирян, прихожан в церкви ничего не решают ни в родном районе, ни во всей РПЦ. За последние два постановления ROC (1988 и 2000 годах.) абсолютная власть в епархии, и в регионах есть только архиерей. Он может все: уйти в любое время без указания причин настоятеля, разгонять приходскую общину, если она выступает против несправедливых решений епископа. В случае конфликта закон всегда будет на стороне архиерей, все имущество прихода до последнего гвоздя принадлежит ему (епархии), так что приход не может «отложиться» от своего архиерея вместе с его храм — вы должны уйти, оставив все то, что, возможно, построенный руками прихожан и их деньги.

Эта схема в значительной степени объясняет жизнь нынешней РПЦ. Система построена таким образом, что любые реформы снизу невозможно, так как голоса мирян и простых священников, ничего не значат, ни в моральном, ни в юридическом смысле, а все «реформы» сверху направлены только на укрепление власти верхушки руководства РПЦ, ее абсолютизма.

Тем не менее, здесь патриархии идет рука об руку с нашего дорого государства.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.